Набор данных «Ответственные балансосодержатели межрельсового покрытия
участков трамвайных путей» содержит информацию об
организациях-балансодержателях межрельсового покрытия. Расположение
трамвайных путей предусмотрено как в одном уровне с проезжей частью, так и на
обособленном полотне. Ответственными за содержание трамвайных путей в городе
Москве являются 4-е дистанции пути - филиал Служба пути ГУП «Мосгортранс». Трамвайные
пути расположены в восьми административных округах города Москвы, а именно: Центральный, Северный,
Северо-Восточный, Северо-Западный, Восточный, Юго-Восточный, Южный,
Юго-Западный.
Современные ситуации в России
В разных городах трамваи используют разную ширину колеи, чаще всего — 1524 мм. Необычны для своих стран
трамвайные пути в Ростове-на-Дону — 1435 мм. Бывают и узкоколейные трамвайные линии — 1000 мм (например, в Калининграде, Пятигорске, Евпатории, Молочном)
Современная ситуация в Москве
В целях поддержания трамвайного полотна в нормативно-техническом состоянии
Правительством Москвы принимаются меры по своевременному проведению
капитального ремонта трамвайных путей и проектированию новых линий в такие
густонаселенные районы как Ивановское, Бирюлево Восточное, посёлок Северный. При
проведении капитального ремонта трамвайных путей широко используются новые
технологии и внедряются новые конструкции пути, позволяющие снизить шумовые
показатели, улучшить внешний вид улиц и магистралей, а также повысить
пропускную способность автотранспорта на улицах с трамвайными путями. В
настоящее время в Москве применяются следующие конструкции:
- классическая (шпальная): состоит из трамвайных или железнодорожных
рельсов, уложенных на деревянные, пропитанные антисептиком, шпалы. Эта наиболее
распространенная конструкция обеспечивает сравнительно небольшие капитальные
вложения на устройство конструкции и возможность укладки рельсов на
криволинейных участках пути радиусом менее 18м,
- с покрытием из крупноразмерных железобетонных плит: представляет собой
классическую (шпальную) конструкцию с верхним покрытием из крупноразмерных
железобетонных плит. Между шпалой и плитой уложены резиновые подкладки,
позволяющие принимать и распределять нагрузки от проходящего автотранспорта, обеспечивает
снижение шумовых характеристик и возможность укладки на криволинейных участках
пути.
- бесшпальная (блочная): конструкция обеспечивает снижение шумовых
показателей из-за использования резиновых фиксаторов, улучшение внешнего вида
улиц, более плавное движение автотранспорта по трамвайным путям, защиту
подземных коммуникаций от блуждающих токов, возможность использования на
путепроводах и мостах из-за небольшой строительной высоты.
На регулярно проводимых в столице парадах ретро-техники одно из центральных
мест занимает вагон московской конки образца 1884 года с империалом. Еще один
знаменитый ретроэкспонат – вагон-киногерой КМ, четырехосный моторный вагон
Коломенского завода с номером 2170. Он снимался сразу в нескольких знаменитых
кинокартинах, а первый раз на экране появился в кадрах еще в 1950-х годах.
Именно в нем герой кинофильма «Место встречи изменить нельзя» Глеб Жеглов
задержал карманника Кирпича, трамвай также снимался в кинофильмах «Покровские
ворота», «Законный брак», «Солнце светит всем» и «Папа».
А знаете ли вы что?
Первые «трамвайные» пути появились в 1872 году при открытии линии конного
трамвая.
Материал подготовлен на основе информации http://data.mos.ru,
https://ru.wikipedia.